Первый отчетный период
Защита проектной работы
Второй отчетный период
Участник проектной группы оценит вашу работу и выставит «зачёт»/«незачет» («требует доработки»), при необходимости выскажет пожелания/замечания.
Если по итогам проверки отчета выставлен «незачет», то учащимся дается время на устранение недостатков. Повторная сдача отчета планируется в декабре.
Требования к теме:
1. проблемность;
2. актуальность;
3. новизна;
4. конкретика (из темы должна быть понятна решаемая задача).
1. Тема проекта определяется проблемой, которая решается в ходе работы.
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, не имеющая пока решения.
Жанр романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» до сих пор не определен. Можно ли его отнести к роману-антиутопии? | Произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб» как роман-антиутопия. |
Изменения в учебных пособиях по иностранному языку отстают от изменений языка в реальной жизни. Это порождает трудности при общении с носителями языка. Какие слова и обороты «из учебников» устарели? Какие используются вместо них? | Изменения в лексике и грамматике британского английского языка за последние 30 лет (составление словаря устаревших слов, конструкций и их современных аналогов). |
Во многих квартирах самозакрывающиеся окна устанавливаются взамен старых, но стоит такая замена дорого. Можно ли создать механизм, который будет устанавливаться на любое пластиковое окно без его замены? | Создание портативного механизма для автоматического или дистанционного открытия/ закрытия окон. |
Отсутствие автоматической системы, позволяющей учащимся легко получать актуальную информацию по организации учебного процесса | Создание чат-бота для информирования учащихся лицея. |
2. Актуальность – это объяснение необходимости решения какой-либо проблемы, изучения темы. При определении актуальности, нужно ответить на вопрос, ЗАЧЕМ нужно решать данную проблему сейчас. Проектная работа должна отвечать на современные запросы общества или рассматривать важную проблему из своей предметной области. Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
3. Новизна – отличие данной работы от аналогичных, посвященных той же теме/проблеме. Чтобы обладать новизной, работа должна выходить за рамки изученного.
Новизна определяется тем, что в работе:
• изучается новая проблема, которую раньше не рассматривали;
• при решении проблемы используется новый способ, метод;
• исследуются новые материалы, явления, которые раньше никто не изучал.
1. Слишком общая и широкая тема.
Неправильно: «Иван Грозный»
Правильно: «Иван Грозный- тиран или мудрый правитель? (на основе анализа деятельности Ивана IV в 1550-1572гг.)»
Сужение темы может происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем или чем-нибудь ещё.
2. Следует избегать тем, в которых не отражена проблема проектной работы.
Неправильно: «Административные реформы Петра I»
Правильно: «Анализ административных реформ Петра I»
3. Избегаем тем, в формулировке которых присутствует не одна, а две проблемы
Пример: «Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?»
В теме два ключевых вопроса:
• «Как много вокруг нас пропаганды?»
• «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?».
Каждый из этих вопросов требует отдельного исследования.
4. Нежелательно использовать в названии темы клише, общеизвестные истины, банальные заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим...).
Цель - это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю с помощью исследования.
Возможные формулировки цели:
• выявить...;
• установить...;
• обосновать...;
• уточнить...;
• разработать...;
• показать...;
• исследовать...;
• сопоставить…;
• сравнить…;
• проанализировать…
Задачи - это этапы достижения цели.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Возможные формулировки задач:
• выяснить,
• изучить,
• провести,
• узнать,
• определить,
• рассмотреть,
• найти,
• предложить,
• выявить,
• измерить,
• сравнить,
• показать,
• собрать,
• сделать,
• составить,
• обобщить,
• описать,
• установить,
• разработать,
• познакомиться и т.п.
1. Цель – выявление в произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб» жанровых признаков романа-антиутопии.
Задачи:
• выявить основные жанровые признаки романа-антиутопии на основе анализа литературоведческих источников и обзорного рассмотрения классических произведений, относящихся к этому жанру;
• собрать имеющуюся информацию о жанре романа «Бойцовский клуб», используя исследовательские работы, посвященную этому произведению;
• проанализировать основные образы, исследовать главные идеи и проблематику романа «Бойцовский клуб» на предмет соответствия признакам, присущим жанру антиутопии, выявленным в ходе подготовительной работы.
2. Цель - создать и внедрить специализированного чат-бота для информирования учащихся лицея по организации учебного процесса.
Задачи:
• изучить подходы к созданию чат-ботов;
• изучить платформы и конструкторы по созданию чат-ботов, выбрать наиболее подходящие;
• провести анкетирование учащихся с целью определения информации для разработки сценария поведения чат-бота;
• создать чат-бот с учетом выявленных потребностей и проведенного анализа;
• провести апробацию созданного чат-бота;
• сделать выводы по результатам проведенной апробации.
Значимость проектной работы – это ответ на вопрос, для чего было проведено данное исследование. Проектная работа может обладать практической и теоретической значимостью.
Практическая значимость работы – возможность использования результатов работы для решения конкретных практических задач.
При описании практической значимости следует ответить на вопросы:
• для решения какой задачи можно использовать результаты работы?
• в какой сфере они могут быть использованы?
• кто сможет их использовать? кому адресована данная проектная работа?
Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Теоретическая значимость работы – возможность использовать результаты вашего исследования в дальнейшем изучении объекта, темы, проблемы.
При описании теоретической значимости нужно ответить на вопросы:
• как ваши результаты изменяют существующие в представления о каком-либо явлении?
• в исследовании каких тем может быть полезна полученная вами новая информация?
• на какую область знания оказывают влияние результаты вашей работы?
Традиционными источниками информации:
• средства массовой информации (как бумажные (газеты, журналы), так и электронные (радио, телевидение));
• публицистическая литература;
• научная и специальная литература;
• документы официальных учреждений;
• материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии — текстовые, аудио и видео;
• аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;
• справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;
• интервью;
• графика, видео- и аудиозаписи.
Интернет источники:
• онлайновые СМИ;
• онлайновая литература;
• чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;
• веб-статистика, собираемая и обрабатываемая специализированными сайтами;
• онлайновые справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;
Для написания раздела Источники (Используемая литература) пишется следующее:
• для традиционных источников- название книги (газеты, журнала, справочника и т.д.), где и когда издано
ПРИМЕР: В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, том 21, Москва, 1979
История России XXвек. 1894-1939гг., под редакциейА.Б.Зубова, Москва, 2009
• для интернет источников – рабочая ссылка на сайт, форум, онлайновые СМИ
ПРИМЕР: https://sovtime.ru/rulers/lenin/bio
Гипотеза проекта (исследовательской работы) учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или подвергнется опровержению. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ.
В заключении дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине, подтверждается ли выдвинутая ранее гипотеза в процессе проведенного учащимся исследования.
Положительный результат научно-исследовательской деятельности обучающегося школы превращает гипотезу в теорию, а отрицательный результат сужает круг все-таки возможных теорий.
Гипотеза проекта (исследовательской работы) школьника излагается во введении после цели с задачами и перед методами исследования. Все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.
Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:
1. наличие предположения («если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...»);
2. гипотеза должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать имеющемуся фактическому материалу;
3. гипотеза должна быть логически непротиворечивой.
Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы или проекта. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.
Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
• наблюдение;
• интервью;
• анкетирование;
• опрос;
• собеседование;
• тестирование;
• фотографирование;
• счет;
• измерение;
• сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
• эксперимент;
• лабораторный опыт;
• анализ;
• моделирование;
• исторический;
• логический;
• синтез;
• индукция;
• дедукция;
• гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
• изучение и обобщение;
• абстрагирование;
• идеализация;
• формализация;
• анализ и синтез;
• индукция и дедукция;
• аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 5.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
Материалы, необходимые для защиты проекта.
Все эти материалы должны лежать в папке соответствующей дню защиты проекта за 3-4 дня до защиты.
1. Отчет о проекте (Шаблон отчёта исследование, Шаблон отчёта проект-продукт)
2. Для исследовательских проектов – полный текст исследования, оформленный по ГОСТу (ссылка, Шаблон текста исследования). Полный текст исследования, оформленного по шаблону сдается в электронном виде.
3. Презентация (ссылка)
- Шаблон презентации для гуманитарных проектов (проект-продукт)
- Шаблон презентации для гуманитарных проектов (исследование)
- Шаблон презентации технических проектов
4. Лист оценивания Наставника (заполняется Наставником)
5. Лист оценивания рецензента (заполняется рецензентом)
К дню защиты Вы должны подготовить Публичное выступление (максимум 7 минут).
Критерии оценки отчёта учащихся предметной комиссией
Критерии оценки проделанной работы наставником
Критерии оценки работы рецензентом
Критерии оценки публичного выступления
Презентация или слайд-фильм создается в программе PowerPoint
1. Оформление презентации
Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией
Фон: Для фона предпочтительны холодные тона
Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимация: Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
2. Информация на слайдах
Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).
Способы выделения информации: Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.
1. Общие рекомендации
• Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
• Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
• Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
• Употребляйте только понятные вам термины.
• Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
• Подумайте и составьте возможные вопросы.
2. Техника подготовки
•Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной
продолжительности.
• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в
выступлении, и разложите их по порядку.
• Заранее продумайте детали своего рабочего места.
• Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
• Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему
Публичное выступление (доклад). Время доклада на конференции чаще всего составляет не более 7 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким. Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Доклад можно разделить на 3 части.
Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления, для этого можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме известного ученого.
Особое внимание обратите на речь, она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.
• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
4. Вопросы оппонентов
• Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
• Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с
соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
• На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
• Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или
«Это находилось вне поля нашего исследования».
• Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
• После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные
замечания.
• Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто
признать упущения в проекте.
Заявление темы и обоснование актуальности выбора данной темы
1. Тема моего исследования…
2. Я выбрал эту тему, потому что
Объявление цели и предмета исследования
3. Цель моей работы - выявить (установить, обосновать, уточнить, разработать…)
Выдвижение гипотезы (если есть)
4. Продуктом исследования будет…
5. При условии, что …
(«если…,то…»; «так как…»)…
Задачи и методы исследования
6. Задачами моего проекта являются:
• Изучение…;
• Применение на практике (апробирование)…;
• Развитие…
Краткое изложение методов исследования
7. Я начал свою работу с того, что…
8. Потом я приступил к …
9. Я завершил работу тем, что …
10. В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
11. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…
Объявление результатов
12. В ходе проведённых исследований я получил следующие результаты…
Формулирование выводов работы
13. Закончив своё исследование, я могу сказать, что…
14. Я думаю, что решил поставленную в моём исследовании проблему, так как…
15. Работа над исследованием показала мне, что ( что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)…
План выступления при защите работы
1. Тема проекта, ФИО учащегося( учащихся); ФИО наставника;
2. Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;
3. Цели и задачи работы;
4. Структура работы (сколько и какие главы)- для исследовательского проекта,
Основные этапы ( по дорожной карте)- для продуктового проекта
5. Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию)
6. Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);
7. Описание собственного исследования (представление практической части);
8. Полученные результаты, выводы;
9. Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);
10. «Спасибо за внимание».
Регламент выступления и рекомендации
- Время на представление работы – максимум 7 минут. Ответы на вопросы – максимум 5 минуты.
- Форма одежды – деловая.
- Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.
- Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.
- Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.
- Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.
Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал.
В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.
Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).
В ответах на вопросы рекомендуется и возможно использование фраз «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.
Публичная защита проекта предусматривает обязательное предоставление Комиссии одного экземпляра проекта, оформленного полностью в соответствии с установленными в лицее требованиями (и одного экземпляра – при наличии какой-либо дополнительной печатной продукции), – для пополнения соответствующего раздела школьной медиатеки.
Критерии | Оценка | Примечания | |
Формулировка темы | Тема отражает основную проблему и/или содержание работы | Зачёт | При незачете работа допускается к защите, проверяющий в комментариях дает рекомендации для исправления |
Тема НЕ отражает основную проблему и/или содержание работы | Незачёт | ||
Новизна | Работа обладает новизной: в аннотации указано, чем данное исследование/продукт отличается от аналогичных работ/продуктов. | Зачёт | |
Новизна проектной работы не определена. | Незачёт | ||
Теоретические основы работы | Кратко отражено содержание теоретической части проектной работы, т.е. указано, какая информация была изучена с опорой на различные источники, в том числе научную литературу (исследованы ли основные понятия, история вопроса, современное состояние проблемы, предлагаемые предшественниками подходы к ее решению и т.д.) | Зачёт | Незачет по одному из данных критериев приводит к незачету по второму отчетному периоду и НЕДОПУСКУ К ЗАЩИТЕ |
Содержание теоретической части не отражено в аннотации | Незачёт | ||
Содержание практической / исследовательской части | Отражено содержание практической/ исследовательской части, кратко описан ход практической работы/ исследования: • указано, что было предпринято для исследования темы, решения поставленной проблемы; • дан краткий (обобщённый) обзор полученных результатов. |
Зачёт | |
Содержание практической/исследовательской части не отражено в аннотации ИЛИ аннотация не дает общего представления о работе, не передает ее суть. |
Незачёт | ||
Адресаты работы и сфера применения | Определено, кому адресована работа/ продукт И/ИЛИ названа сфера применения результатов работы/продукта. |
Зачёт | При незачете работа допускается к защите, проверяющий в комментариях дает рекомендации для исправления |
Адресаты проектной работы не определены И/ИЛИ не определена сфера применения результатов работы/продукта. |
Незачёт |
Аннотация – это краткое описание сути исследования, которое дает читателям первое представление о работе. Аннотация позволяет в сжатой форме отразить всю важную информацию: тематику работы, ее содержание, теоретическое обоснование, обзор полученных результатов, достоинства. Важно в аннотации подчеркнуть, в чем состоит новаторство работы, чем она выделяется среди других, почему с ней стоит ознакомиться.
Аннотация должна быть:
- информативной (не содержать общих слов);
- содержательной (отражать основное содержание работы и результаты исследований, обобщенную информацию);
- структурированной;
- компактной (Минимум 200, максимум 350 слов).
Структура аннотации:
Вступление. Охарактеризуйте тему и объясните ее актуальность, кратко скажите, что исследовалось, зачем, выделите главную проблему исследования. (Цель, задачи, объект и предмет)
Основная часть. Теоретическое обоснование решаемой проблемы. Опишите полученные результаты по принципу: что сделано – что получено, о чем это свидетельствует и пр. Излагайте материал кратко и по существу, выделяйте главное; расскажите суть работы, не вдаваясь в ключевые подробности. (действие->результат)
Заключение. Важно сделать акцент на достигнутом, сформулировав общий вывод, назвать адресатов данного исследования. (Вывод, кому полезен материал, что с ним делать)
Примеры написания аннотации:
Разработка Web-приложения
Выбор оптимального типа двигателей установки для полётов в дальний космос
Изображение субкультуры панков
Продукт