Защита исследовательской работы
Защита проекта-продукта
1. Отчет
2. Конечный продукт (Полный текст исследования, оформленного по шаблону сдается в электронном виде)
3. Презентация (Шаблон презентации ИССЛЕДОВАНИЕ, ПАМЯТКА "Как сделать презентацию уникальной")
4. Лист оценки Наставника
5. Публичное выступление (Памятка для подготовки публичного выступления, Общие слова о презентации)
1. Критерии оценивания Отчета
2. Критерии оценивания Презентации
3. Критерии оценивания работы Наставником
4. Критерии оценивания публичного выступления
Пример отчета. Лень
Пример отчета. Футбол
Пример отчета. ВОВ
Пример оформления и содержания
Пример полного текста исследовательской работы
1. Титульный лист исследовательской работы (оформление)
2. Содержание исследовательской работы (оформление)
3. Введение
Структура введения:
• актуальность;
• цель;
• задачи;
• гипотеза исследования;( не обязательно)
• предмет и объект исследования;
• методы исследовательской работы;
• новизна исследования;
• этапы исследования.
4. Основная часть (от 15 страниц)
5. Заключение (от 2-х до 5 страниц)
6. Используемая литература
7. Приложения (если необходимо)
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, черным цветом,
размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5.
Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
• Абзацный отступ 1,25 см; все остальные отступы 0.
• Все разделы плана начинаются с новых страниц. Внутри разделов может быть деление на главы.
• Названия разделов оформляются одним и тем же форматом заголовка. Названия глав также оформляются одинаковым форматом заголовка, отличным от формата заголовка разделов.
• Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго листа. Нумерация посередине страницы, внизу. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами.
• Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Требования к теме:
1. проблемность;
2. актуальность;
3. новизна (не обязательно);
4. конкретика (из темы должна быть понятна решаемая задача).
1. Тема проекта определяется проблемой, которая решается в ходе работы.
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, не имеющая пока решения.
Жанр романа Чака Паланика «Бойцовский» клуб до сих пор не определен. Можно ли его отнести к роману-антиутопии? | Произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб» как роман-антиутопия. |
Изменения в учебных пособиях по иностранному языку отстают от изменений языка в реальной жизни. Это порождает трудности при общении с носителями языка. Какие слова и обороты «из учебников» устарели? Какие используются вместо них? | Изменения в лексике и грамматике британского английского языка за последние 30 лет (составление словаря устаревших слов, конструкций и их современных аналогов). |
Во многих квартирах самозакрывающиеся окна устанавливаются взамен старых, но стоит такая замена дорого. Можно ли создать механизм, который будет устанавливаться на любое пластиковое окно без его замены? | Создание портативного механизма для автоматического или дистанционного открытия/закрытия окон. |
Отсутствие автоматической системы, позволяющей учащимся легко получать актуальную информацию по организации учебного процесса | Создание чат-бота для информирования учащихся лицея. |
1. Слишком общая и широкая тема.
Неправильно: «Иван Грозный»
Правильно: «Иван Грозный- тиран или мудрый правитель? (на основе анализа деятельности Ивана IV в 1550-1572гг.)»
Сужение темы может происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем или чем-нибудь ещё.
2. Следует избегать тем, в которых не отражена проблема проектной работы.
Неправильно: «Административные реформы Петра I»
Правильно: «Анализ административных реформ Петра I»
3. Избегаем тем, в формулировке которых присутствует не одна, а две проблемы
Пример: «Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?»
В теме два ключевых вопроса:
• «Как много вокруг нас пропаганды?»
• «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?».
Каждый из этих вопросов требует отдельного исследования.
4. Нежелательно использовать в названии темы клише, общеизвестные истины, банальные заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим...).
При обосновании актуальности исследования в разделе Введение необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• восполнение каких-либо пробелов в науке;
• дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
• своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
• обобщение накопленного опыта;
• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
• постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Цель - это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю с помощью исследования.
Возможные формулировки цели:
• выявить...;
• установить...;
• обосновать...;
• уточнить...;
• разработать...;
• показать...;
• исследовать...;
• сопоставить…;
• сравнить…;
• проанализировать…
Задачи - это этапы достижения цели.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Возможные формулировки задач:
• выяснить,
• изучить,
• провести,
• узнать,
• определить,
• рассмотреть,
• найти,
• предложить,
• выявить,
• измерить,
• сравнить,
• показать,
• собрать,
• сделать,
• составить,
• обобщить,
• описать,
• установить,
• разработать,
• познакомиться и т.п.
1. Цель – выявление в произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб» жанровых признаков романа-антиутопии.
Задачи:
• выявить основные жанровые признаки романа-антиутопии на основе анализа литературоведческих источников и обзорного рассмотрения классических произведений, относящихся к этому жанру;
• собрать имеющуюся информацию о жанре романа «Бойцовский клуб», используя исследовательские работы, посвященную этому произведению;
• проанализировать основные образы, исследовать главные идеи и проблематику романа «Бойцовский клуб» на предмет соответствия признакам, присущим жанру антиутопии, выявленным в ходе подготовительной работы.
2. Цель - создать и внедрить специализированного чат-бота для информирования учащихся лицея по организации учебного процесса.
Задачи:
• изучить подходы к созданию чат-ботов;
• изучить платформы и конструкторы по созданию чат-ботов, выбрать наиболее подходящие;
• провести анкетирование учащихся с целью определения информации для разработки сценария поведения чат-бота;
• создать чат-бот с учетом выявленных потребностей и проведенного анализа;
• провести апробацию созданного чат-бота;
• сделать выводы по результатам проведенной апробации.
Гипотеза проекта (исследовательской работы) учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или подвергнется опровержению. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ.
В заключении дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине, подтверждается ли выдвинутая ранее гипотеза в процессе проведенного учащимся исследования.
Положительный результат научно-исследовательской деятельности обучающегося школы превращает гипотезу в теорию, а отрицательный результат сужает круг все-таки возможных теорий.
Гипотеза проекта (исследовательской работы) школьника излагается во введении после цели с задачами и перед методами исследования. Все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.
Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:
1. наличие предположения («если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...»);
2. гипотеза должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать имеющемуся фактическому материалу;
3. гипотеза должна быть логически непротиворечивой.
Объект исследования - это предмет, процесс или явление, которое берется исследователем для изучения.
Но любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения (например, человек как объект может быть рассмотрен психологией, анатомией и др. науками). Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя. Это и есть предмет исследования.
Предмет исследования - часть объекта, на которую направлено исследование, определенный аспект его изучения.
Можно сказать, что объект - более широкое понятие, а предмет - его составляющая.
Примеры:
объект | предмет |
космическое пространство | спутники и ракеты; ультрафиолетовые лучи Солнца; звёзды; планеты. |
текст произведения Ч. Паланика «Бойцовский клуб». | жанр романа «Бойцовский клуб» |
лицеисты (8-11 классы) | читательские предпочтения лицеистов |
эпоха Ивана Грозного | становление опричнины при Иване Грозном |
плоды яблок различных сортов | концентрация витамина С в различных сортах яблок |
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение учащихся.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Виды методов исследования
Методы эмпирического (опытного) уровня:
• наблюдение;
• интервью;
• анкетирование;
• опрос;
• собеседование;
• тестирование;
• фотографирование;
• счет;
• измерение;
• сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
• эксперимент;
• лабораторный опыт;
• анализ;
• моделирование;
• исторический;
• логический;
• синтез;
• индукция;
• дедукция;
• гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
• изучение и обобщение;
• абстрагирование;
• идеализация;
• формализация;
• анализ и синтез;
• индукция и дедукция;
• аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Глава 1. Название главы
В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы.
Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки.
Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29).
Или:
На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [www.literatura.ru и др.]
Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки.
Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников».
При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой.
В Главе могут быть подглавы.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Название главы
Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы (по возможности), описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.
Выводы по главе 2.
Заключение исследовательской работы – это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач. В заключении исследовательской работы излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка проделанной работе, приводится теоретическая и практическая значимость работы. В некоторых случаях можно указать перспективы исследования темы.
Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли.
Значимость проектной работы – это ответ на вопрос, для чего было проведено данное исследование.
Практическая значимость работы – возможность использования результатов работы для решения конкретных практических задач.
При описании практической значимости следует ответить на вопросы:
• для решения какой задачи можно использовать результаты работы?
• в какой сфере они могут быть использованы?
• кто сможет их использовать? кому адресована данная проектная работа?
Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа:
в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья.
Ссылки на интернет ресурсы должны быть приведены полностью.
Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:
Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.
Если это книга, ее описание дается так:
Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.
Если это статья, ее описание дается так:
Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.
Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:
Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;
Или:
Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.
• Рисунки (к рисункам относятся фотографии, схемы и т.д.) – по центру страницы, подписываются внизу по центру и нумеруются (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «Как видно на рисунке 1, …», «На рисунке 1 представлена фотография хризантемы, которая …» и т.д.
• Таблицы также подписываются и нумеруются (табл. 1, табл. 2 и т.д.).
• Работа сдается в электронном виде
Тема работы и обоснование выбора темы
1. Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
2. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
3. Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
Актуальность
1. … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
2. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
3. В современном мире … имеет большое значение, так как …
4. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
5. Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
6. Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
7. Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
8. Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
9. Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
10. В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
11. На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
12. Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
1. На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему с другой стороны ………. и в этом заключается новизна нашего исследования.
Назначение работы. Практическая/ теоретическая значимость.
1. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
2. Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
3. Работа может представлять интерес для …
4. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …
5. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … В этом заключается ее теоретическая значимость.
6. Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
7. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Теоретическая глава
1. Основные термины и понятия, история вопроса
2. Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
3. Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
4. Петров В.В. понимает под термином …
5. Сидоров С.С. рассматривает … как …
6. Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
7. … — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
8. В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
9. Принято считать, что …
10. Общеизвестным считается …
11. Вначале обратимся к истории вопроса …
12. История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
13. Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
14. По мнению Иванова В.В. …
Кроме того, …
15. Интересно, что …
16. Распространённым является мнение, что …
17. При этом необходимо подчеркнуть, что …
Глава описания исследования (выбирать необходимые именно для вашего исследования)
1. Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
2. Респондентам были заданы следующие вопросы: …
3. Исследование проводилось на материале …
4. В качестве материала для исследования мы взяли ….
5. Источником примеров стали …
6. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
7. На рисунке 2 вы можете видеть …
8. На рисунке 3 представлены …
9. В данном случае мы видим … / имеем дело с …
10. При этом нельзя не отметить …
11. Обращает на себя внимание тот факт, что …
12. Диаграмма показывает …
Выводы (по главам, в заключении работы)
1. На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
2. Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
3. Таким образом, мы видим …
4. Следовательно …
5. Очевидно, что …
6. Как видно из всего, сказанного выше …
7. Из вышесказанного следует, что …
8. Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
9. Подводя итоги главе 2, необходимо подчеркнуть …
10. Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
11. В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
12. В заключении необходимо отметить …
13. Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
14. В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
15. Таким образом, мы убедились …
16. Все вышесказанное доказывает, что …
17. На основании вышесказанного логично предположить, что …
18. Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
19. Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
20. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Перспективы дальнейших исследований (указываются в заключении ко всей работе)
1. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
2. В перспективе было бы интересно …
3. На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
4. Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению, было бы интересно изучить …
5. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Что дала работа самому исследователю
1. В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
2. Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
3. В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
4. Результаты исследования заставили меня задуматься …
5. Больше всего сложностей вызвало у меня …
6. Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Успешная защита проекта является необходимым условием для получения аттестата об Основном общем образовании.
Ученики, занявшие призовые места в Конкурсах проектных работ Регионального и Всероссийского уровня, по желанию могут быть освобождены от защиты проекта (исследовательской работы). Для остальных учащихся защита проекта проходит форме публичного выступления.
Защита работы проходит обычно в течение 10-13 минут (7-10 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).
Чтобы дать возможность выступить всем участникам проектной сессии, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, убирая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.
Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».
Защита проекта считается успешной при получении определенного количества баллов.
После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):
1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?
2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор?
3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?
Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.
На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.
Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.
Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.
Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов. Заранее продумайте какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой проектный продукт.
1. Отчет
2. Конечный продукт
3. Презентация (Шаблон презентации ПРОДУКТ, ПАМЯТКА "Как сделать презентацию уникальной")
4. Лист оценки Наставника
5. Публичное выступление (Памятка для подготовки публичного выступления)
1. Критерии оценивания Отчета
2. Критерии оценивания Презентации
3. Критерии оценивания работы Наставником
4. Критерии оценивания публичного выступления
Пример отчета. Амфора
Пример отчета. Игра
Требования к теме:
1. проблемность;
2. актуальность;
3. новизна (не обязательно);
4. конкретика (из темы должна быть понятна решаемая задача).
1. Тема проекта определяется проблемой, которая решается в ходе работы.
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, не имеющая пока решения.
Жанр романа Чака Паланика «Бойцовский» клуб до сих пор не определен. Можно ли его отнести к роману-антиутопии? | Произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб» как роман-антиутопия. |
Изменения в учебных пособиях по иностранному языку отстают от изменений языка в реальной жизни. Это порождает трудности при общении с носителями языка. Какие слова и обороты «из учебников» устарели? Какие используются вместо них? | Изменения в лексике и грамматике британского английского языка за последние 30 лет (составление словаря устаревших слов, конструкций и их современных аналогов). |
Во многих квартирах самозакрывающиеся окна устанавливаются взамен старых, но стоит такая замена дорого. Можно ли создать механизм, который будет устанавливаться на любое пластиковое окно без его замены? | Создание портативного механизма для автоматического или дистанционного открытия/закрытия окон. |
Отсутствие автоматической системы, позволяющей учащимся легко получать актуальную информацию по организации учебного процесса | Создание чат-бота для информирования учащихся лицея. |
3. Новизна – отличие данной работы от аналогичных, посвященных той же теме/проблеме. Чтобы обладать новизной, работа должна выходить за рамки изученного.
Новизна определяется тем, что в работе:
• изучается новая проблема, которую раньше не рассматривали;
• при решении проблемы используется новый способ, метод;
• исследуются новые материалы, явления, которые раньше никто не изучал.
1. Слишком общая и широкая тема.
Неправильно: «Иван Грозный»
Правильно: «Иван Грозный- тиран или мудрый правитель? (на основе анализа деятельности Ивана IV в 1550-1572гг.)»
Сужение темы может происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем или чем-нибудь ещё.
2. Следует избегать тем, в которых не отражена проблема проектной работы.
Неправильно: «Административные реформы Петра I»
Правильно: «Анализ административных реформ Петра I»
3. Избегаем тем, в формулировке которых присутствует не одна, а две проблемы
Пример: «Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?»
В теме два ключевых вопроса:
• «Как много вокруг нас пропаганды?»
• «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?».
Каждый из этих вопросов требует отдельного исследования.
4. Нежелательно использовать в названии темы клише, общеизвестные истины, банальные заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим...).
Цель - это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю с помощью исследования.
Возможные формулировки цели:
• выявить...;
• установить...;
• обосновать...;
• уточнить...;
• разработать...;
• показать...;
• исследовать...;
• сопоставить…;
• сравнить…;
• проанализировать…
Задачи - это этапы достижения цели.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Возможные формулировки задач:
• выяснить,
• изучить,
• провести,
• узнать,
• определить,
• рассмотреть,
• найти,
• предложить,
• выявить,
• измерить,
• сравнить,
• показать,
• собрать,
• сделать,
• составить,
• обобщить,
• описать,
• установить,
• разработать,
• познакомиться и т.п.
1. Цель – выявление в произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб» жанровых признаков романа-антиутопии.
Задачи:
• выявить основные жанровые признаки романа-антиутопии на основе анализа литературоведческих источников и обзорного рассмотрения классических произведений, относящихся к этому жанру;
• собрать имеющуюся информацию о жанре романа «Бойцовский клуб», используя исследовательские работы, посвященную этому произведению;
• проанализировать основные образы, исследовать главные идеи и проблематику романа «Бойцовский клуб» на предмет соответствия признакам, присущим жанру антиутопии, выявленным в ходе подготовительной работы.
2. Цель - создать и внедрить специализированного чат-бота для информирования учащихся лицея по организации учебного процесса.
Задачи:
• изучить подходы к созданию чат-ботов;
• изучить платформы и конструкторы по созданию чат-ботов, выбрать наиболее подходящие;
• провести анкетирование учащихся с целью определения информации для разработки сценария поведения чат-бота;
• создать чат-бот с учетом выявленных потребностей и проведенного анализа;
• провести апробацию созданного чат-бота;
• сделать выводы по результатам проведенной апробации.
Значимость проектной работы – это ответ на вопрос, для чего было проведено данное исследование.
Практическая значимость работы – возможность использования результатов работы для решения конкретных практических задач.
При описании практической значимости следует ответить на вопросы:
• для решения какой задачи можно использовать результаты работы?
• в какой сфере они могут быть использованы?
• кто сможет их использовать? кому адресована данная проектная работа?
Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа:
в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья.
Ссылки на интернет ресурсы должны быть приведены полностью.
Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:
Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.
Если это книга, ее описание дается так:
Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.
Если это статья, ее описание дается так:
Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.
Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:
Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;
Или:
Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.
Тема работы и обоснование выбора темы
1. Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
2. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
3. Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
Актуальность
1. … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
2. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
3. В современном мире … имеет большое значение, так как …
4. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
5. Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
6. Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
7. В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Назначение работы. Практическая значимость
1. Наш проект может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
2. Результаты нашей проектной деятельности могут помочь ребятам в …
3. Работа может представлять интерес для …
4. Конечный продукт нашего проекта может быть использован учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …
5. Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
6. Практическая значимость проекта заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Выводы (в заключении работы)
1. На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
2. Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
3. Таким образом, мы видим …
4. Следовательно …
5. Очевидно, что …
6. Как видно из всего, сказанного выше …
7. Из вышесказанного следует, что …
8. Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
9. В заключении необходимо отметить …
Что дала работа самому исследователю
1. В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
2. Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
3. В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
4. Результаты исследования заставили меня задуматься …
5. Больше всего сложностей вызвало у меня …
6. Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Успешная защита проекта является необходимым условием для получения аттестата об Основном общем образовании.
Ученики, занявшие призовые места в Конкурсах проектных работ Регионального и Всероссийского уровня, по желанию могут быть освобождены от защиты проекта (исследовательской работы). Для остальных учащихся защита проекта проходит форме публичного выступления.
Защита работы проходит обычно в течение 10-13 минут (7-10 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).
Чтобы дать возможность выступить всем участникам проектной сессии, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, убирая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.
Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».
Защита проекта считается успешной при получении определенного количества баллов.
После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):
1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?
2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор?
3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?
Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.
На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.
Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.
Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.
Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов. Заранее продумайте какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой проектный продукт.